Стенограмма встречи с Е.О. Комаровским

Шестого сентября 2009г. в стенах детского сада Ромашка состоялась встреча детского врача, автора популярных книг о детском и родительском здоровье, создателя и руководителя медицинского центра Евгения Олеговича Комаровского  с читателями и просто родителями.

     Представляем стенограмму прошедшей встречи:

— (ЕОК) Я хотел бы начать с одного очень показательного примера, который позволит вам всем сказать, надо ли нам всем учиться или можно доверить наших детей воспитателям и врачам. Вот я вам расскажу про самое обыкновенное коровье молоко, которое все любят, знают и регулярно дают детям. Вы должны знать, что каждое млекопитающее имеет специфическое молоко, которое ставит цель формирование детеныша данного  биологического вида, например, молоко китихи стимулирует рост жировой ткани, молоко женщины стимулирует рост нервных клеток, молоко коровы и вообще крупных сельскохозяйственных животных стимулирует рост костной ткани прежде всего, и неудивительно, что в коровьем молоке фосфора и кальция в 6 раз больше, чем в женском молоке. Хорошо это или плохо? Мы всегда знаем, что ребенку нужен кальций, ребенку нужен фосфор и так далее. Но когда человек выпивает коровье молоко, то надо знать, что всасывание в кишечнике фосфора и кальция происходит по-разному. Врачи это учат на 2-м курсе мединститута и к 6-му курсу все это забывают, ну а родители это вообще никогда не учат. А в чем суть? Оказывается, фосфор, сколько б мы его не съели, весь мгновенно всасывается из кишечника и оказывается в крови. А кальций всасывается очень сложно: для того, чтоб кальций всосался, нужно иметь три гормона в определенной концентрации, витамин Д, две аминокислоты, и так далее… Что — суть? Когда мы выпиваем коровье молоко, то фосфор всасывается весь, а кальций – сколько надо. В результате получается шестикратная передозировка фосфора, и почка тут же начинает сбрасывать лишний фосфор, а вот фосфор в организме связан с кальцием, поэтому, когда мы ребенка поим молоком, то мы не даем ему кальций, а выводим из организма. Это не всю жизнь, а где-то лет до трех до четырех. Как правило, до трех. У взрослого человека почка способна вывести фосфор, сохранив при этом кальций. Поэтому если ребенка раннего возраста поить коровьим молоком, то вы можете дать ему килограмм витамина Д, у него все равно будет рахит, он будет терять все время кальций. Поэтому на сегодняшний день во всем цивилизованном мире дать ребенку до 3-х лет коровье молоко даже разведенное — это как криминальный аборт, это не принято в принципе нигде. Что делают с любой смесью перед  тем как дать ребенку? Чем она отличается, этот порошок, который наши бабушки называют вредной химией, от теплого коровьего молочка? Для того чтобы сделать этот порошок, в нем химическим способом уменьшают концентрацию фосфора, и тогда оно перестает быть ядом, и тогда оно начинает усваиваться нормально. Ну неправильно в детском саду готовить каши на коровьем молоке, даже разведенном. Ну неправильно давать детям коровье молоко. И я уверен, что основная масса присутствующих здесь может позволить себе купить нормальную смесь «от года до трех»: Нестле юниор, например или Фрисо 3, и чтобы на этой смеси готовились каши, и это же молоко давалось детям.

По крайней мере, это и тема профилактики кариеса, тема, которая волнует каждого. Вроде как и чистим с рождения, и все замечательно, а зубы черные и портятся. Ну вот, оказывается, кариес – это инфекционная болезнь. Он вызывается микробом, который называется молочнокислый стрептококк. Микроб этот живет во рту, очень любит сладкое, им и питается. Сдерживается размножение молочнокислого стрептококка слюной, то есть если во рту слюна, и слюна жидкая, то он не размножается. Что должно произойти, чтоб он размножался? Во-первых, надо постоянно есть, ну или чтоб во рту были остатки сладкого, особенно хорошо с этими остатками лечь спать. Второе: надо, чтоб во рту пересыхало, то есть, чтоб ребенок бегал с заложенным носом, чтоб у него в комнате было сухо и тепло, чтоб он пропотел, во рту пересохло. Вот вам два условия обязательных  для того, чтоб кариес возник: сухой теплый воздух, остатки пищи во рту. И есть еще два фактора, которые усугубляют это: питание коровьим молоком, которое выводит кальций, а еще лучше козьим, в козьем — фосфора в 9 раз больше. То есть, чтобы у девочки были кривые ножки, кормите ее козьим молоком пораньше. Существуют «рекомендации», которые спускаются к нам из поколения в поколение о невиданной пользе козьего молока, и вот я знаю многие семьи, когда папа встает ни свет ни заря и идет к какой-то знаменитой козе, о которой ходят легенды, привозит это молоко, мы его даем. Мы счастливы. А откуда идут эти легенды о козьем молоке? Оказывается, когда женское молоко сквашивается, оно становится в виде мелких-мелких шариков, коровье молоко сквашивается в виде огромного комка, козье молоко сквашивается точно так же как и женское – в виде мелких шариков. Вот если 200 лет назад у мамы не было молока, давали ребенку коровье молоко, ребенок срыгивал и погибал, а если ему давали козье молоко, он не так срыгивал, и ребенок выживал, отсюда идут сказки о том, что козье молоко имеет необыкновенную пользу, но это далеко не так. На этом примере вы понимаете, как можно все это реализовать на уровне детского сада, но что очень важно: чтобы все присутствующие пришли к консенсусу, потому что если какая-то мама придет и скажет, что она против, чтоб ее ребенка кормили из банки «химией», то вы уже не договоритесь.

     Это примерно то же самое, что касается открытых форточек и всего остального. На самом, деле вы четко должны понять, что вирус гриппа в движущемся воздухе сохраняет свою активность 1,5 секунды, в неподвижном – от 8 до 10 часов, в высохших каплях пыли – до 12 суток. Все! То есть если на этот ковер залез ребенок с соплями, чихнул, и оно вот тут засохло, то этот ковер – источник заражения 12 суток. Но если все открыто и движущийся воздух, то естественно практически заразиться невозможно. Но тут другой принципиальный момент: в любую женщину от Боженьки заложено два главных инстинкта: это не дать умереть с голоду и не замерзнуть. Эти инстинкты реализуются с самого рождения. В доме всегда есть человек, у которого нет этих инстинктов, он называется папа, но мы оглядываемся по сторонам и видим одного папу, к сожалению. А их должно быть..! Поэтому таких пап надо носить на руках и беречь.

— Они здесь, они с детьми.

— (ЕОК)  Надо было тащить их сюда вместе с детьми, потому что когда женщина передает папе, что сказал Комаровский, она скрывает многое, и это не правильно! Главное понять хотя бы элементарное: что аппетит – это отражение способности принимать еду, нет ферментов – нет аппетита, то есть в данный момент он кушать не хочет, а вы его накормили, оно все равно не усвоится, оно будет гнить в кишечнике. Это кстати главная проблема красных щек, аллергии и того, что наши мамы называют диатезом.

— Это очень актуально для нас. А если и аппетит есть, но все равно переваривает плохо и диатез?

— (ЕОК)  Вопрос другой. Вот вы говорите, что аппетит. Есть аппетит ребенка и представление мамы о том, сколько он должен съесть. То есть это разные вещи. Вот смотрите: ребенок может съесть полкило еды за день и выкакать 450, и таким образом 50 он усвоит. И благополучно может съесть за день 100 и выкакать 10, усвоив 90. Таким образом, у каждого ребенка есть «коэффициент полезного действия пищеварения». Вашему ребенку Бог дал потребность ста грамм еды, но когда вы видите эти сто грамм, у вас сердце обливается кровью. Я говорю теоретически, как вы понимаете, то есть каждый ребенок – проблема, которую нужно решать в индивидуальном порядке, но глобально. На самом деле первое, что надо делать, когда у ребенка красные щеки – это его не покормить. Если не покормить приводит к истерикам, то уменьшаем концентрацию еды: в любом супе ложка может плавать, а может быстро тонуть или стоять. Вот надо, чтобы она тонула мгновенно, чтобы был жиденький супчик. Все!

     Поднимем знаменитую тему, которая очень многих волнует – тему запоров. Тема запоров страшно актуальна, и чем семья лучше в нашем советском понимании – благополучнее, тем чаще эта тема всплывает. Ну вот съел ребенок 100 грамм еды и усвоил 99. Вот, у него запор! Но кормится ребенок грудью, и мамино молоко идеально ребенку подходит, он его практически полностью усваивает, он какает там раз в 3 дня – это повод лечить его от советских болезней типа дисбактериозов и всего остального! Я к чему собственно это говорю. Вот когда у ребенка запор, то получается, что если пища усваивается плохо, если ему дали не картофельное пюре, а чуть-чуть недоваренную картошку «в мундире», то тактика совершенно разная: от той картошки что-то останется, а пюре усвоится практически полностью. Поэтому чем ребенок более любимый, мы представляем, какую еду ему дают: она будет переваренная , перекрученная, бабушкой пережеванная лишний раз, понимаете? А оказывается, если у ребенка запор, пища должна быть грубой, и такому ребенку нельзя давать сок, надо давать яблоко, нельзя давать пюре, надо давать нормальные овощи – фрукты, понимаете? Вот вам загадка: если у ребенка запоры, что давать: мясо или котлеты? Мясо! И только мясо! И так далее. Поэтому на самом деле очень важно не приучать детей вот с этого раннего возраста ко всему самому тепленькому, к самому чистенькому, потому что желудок разучивается все это переваривать.

     Я хотел бы главное чтоб вы поняли: на самом деле сбор родителей необходим потому, что применительно к любому детскому саду есть ряд вопросов, по которому необходимо именно единство родителей, без этого мы просто договориться не можем. Вы четко должны понимать самое главное правило защиты ребенка от ОРЗ, вот это самое главное правило, которое вы запомнили – вы его реализовали и звучит оно так и очень просто: жидкие сопли убивают инфекцию, сухие сопли – это всегда инфекция размножается, то есть наша главная задача, чтоб у ребенка ни при каких обстоятельствах не пересохло в носу и во рту. То есть если ребенок ходит, и у него сопли «до пупа», с ним никогда ничего серьезного не будет. По большому счету, ребенок, который посещает детский коллектив в нашей стране всегда будет с соплями, но вы должны прийти к консенсусу, вы все должны договориться: если у ребенка сопли и шило в попе, то это нормально, но если у него нет соплей, но он никакой, то вот это ненормально. То есть ребенок прежде всего должен быть бодрый, активный. И вот когда вы берете ложку и подносите к ребенку, ребенок не должен отвести взгляд от ложки – вот это главный принцип кормления ребенка. На самом деле как у нас ребенка сажают за стол: вот ребенок, вот книжка, вот игрушки, вот бабушка, а там носится дедушка. Ребенок, перед которым появилась ложка с едой, должен смотреть только на эту ложку. А когда он головой поворачивает еще куда-то – это вы его раньше посадили за стол, это вы виноваты. На самом деле я хочу, чтоб вы поняли: когда ребенок бросается на еду, это значит, он ведет адекватный образ жизни: он тратит энергию, он бодрый и активный. Что мы видим сплошь и рядом? Воспитательница детского сада, видя перед собой недоеденную ребенком тарелку, испытывает комплекс неполноценности: «что ж я за педагог, что я не могу его накормить!» Но вы должны четко понимать, что если ребенок не хочет есть, то мама должна прежде всего сказать, что «моего насильно не кормить». Но это вы должны договориться! Понимаете: вы! Чтобы у вас у всех были стандартные принципы.

     Вот сейчас в этой комнате нас куча народу, но у нас, к счастью, открыто окно, вероятность, что мы сейчас все обменяемся заразой, очень невелика. Но если здесь на улице будет зима, то здесь будет влажность воздуха 25%, прям такая как в Сахаре. В таком воздухе вирусная инфекция передается мгновенно. Поэтому обязательное правило, которое должно быть реализовано в любом детском саду, собственно, это правило записано в документе санстанции о том, что там, где находятся дети должна быть температура 21С и влажность от 50 до 70%. Это не соблюдается нигде и никем не контролируется. И именно сухой и теплый воздух является главной причиной всех аденоидов, хронических тонзиллитов, отитов, крупов, бронхитов, астмы и всего остального, поверьте мне. И я лечу астму знаете как? Я даю и говорю: вот вам таблетки, не важно, как эти таблетки могут называться, даже любимая вами всеми гомеопатия. Вот я даю и говорю: классные таблетки, но есть такой жуткий недостаток: они не работают, если влажность ниже 50%. Понятно, да? И тогда они уже начинают помогать, другого способа нет, к сожалению. Так вот когда сюда пришел кто-то и сказал, что он не понимает, что такое открытое окно, вот главное, что вы должны все договориться друг с другом, что в садике, куда вы привели своего ребенка, должен висеть на стенке термометр и гигрометр. Причем все слышат слово гигрометр, «Боже, где же его купить?». Да в любом магазине, где часы продаются, продаются электронные часы, которые показывают время, температуру и влажность, и стоит это все копейки на самом деле. И если вы в своей эволюции дошли до того, что у вашего ребенка есть аж собственная спальня, если ваши мужья заработали на эту спальню, то они должны заработать и на сантехника, который краник на батарею поставит, и на увлажнитель воздуха ультразвуковой, и на термометр и гигрометр на стенку. И поверьте мне, что если ребенок спит в теплой пижаме под теплым одеялом, но в чистом прохладном влажном воздухе, то его система местного иммунитета, то есть защита слизистых оболочек работает. А если сухо, тепло и бабушка с горчичником, то это не работает, что б вы не делали. Но вы должны четко понимать, что это только в этой стране, что это традиции, над которыми смеется весь мир. Когда пытаешься объяснить какому-нибудь западному врачу, что такое горчичник, поверьте мне, люди теряют сознание. Они понимают, конечно же, что когда горчичник с ребенка сняли, то ребенку намного легче от того, что горчичник сняли, и он говорит «спасибо, мамочка!» (за то, что сняла!), а мамочка думает, за то, что спасла! И всем надо «что-то делать»! А «что-то делать» – это именно послать папу в аптеку, это главное в лечении: послать папу в аптеку! Знаете, меня потрясло: я приобрел в прошлом году в Москве четырехтомник американской фармакологии. Оказывается, в американской медицине никто не знает, что такое отхаркивающие средства. Вот лекарство от кашля нигде неведомо. Написана в учебнике педиатрии большими буквами следующая фраза:  эффективность всех отхаркивающих средств в сравнении с обильным питьем не доказана». То есть нормальная мама, когда ребенок начинает кашлять осуществляет три действия: тепло одевает, увлажняет – проветривает и варит ведро компота. Все! На этом лечение кашля заканчивается. То есть если ребенок тепло одет, дышит прохладным влажным воздухом и много пьет, то кашель влажный, продуктивный и легкий. Если же в комнате сухо – тепло, его накормили бронхолитином, дали антибиотик, кашель стандартный – советский, «нормальный, леченый» — скажу я. Если легкие чистые, и вы дали любую алтейку, например самое простое, лазолван не говорим. В общем, дали любую алтейку, что делает отхаркивающее средство – увеличивает количество мокроты. То есть, если легкие чистые, а вы дали отхаркивающее, что вы получите? Вы получите бессонную ночь с папой. И вы будете при деле, и муж ваш будет при деле, все будут при деле. Потому что увлажнить, проветрить, не накормить, напоить – это «не лечить». «Лечить» это: послать папу в аптеку. А еще лучше вызвать медсестру, чтоб она три раза уколола попу, доктора «нормального», и так далее…  Кроме этого есть очень печальная ситуация, я всегда привожу этот пример: американская женщина рожает дауна и всю жизнь доказывает, что ее даун самый умный. Наша женщина рожает нормального ребенка и всю жизнь вместе с подружками, бабушками ищет у него болезни. Это стандарт. Если собрались пятеро на скамейке, и у четырех внутричерепное давление, а у пятого его не обнаружили, то значит водили к плохим врачам, и надо срочно искать. Хотя никто в мире вообще не знает, что это такое. Никто в мире не знает, что такое повышенное внутричерепное давление! Слово дисбактериоз вызывает хохот во всем мире. И таких болезней: «диатез», «дисбактериоз», «дискенезия желчеводящих путей» — все, с  чем знакома каждая наша женщина, не знает никто за пределами СССР. Когда говорят «неправильно работает желчный пузырь», то во всем мире говорят «есть меньше и исключить жирное». У нас говорят «дискенезия» — давайте по часам кормить маслицем, чтоб все было хорошо, вы всю жизнь были при деле.

И на самом деле, когда мы здесь все приводим наших детей, то мы должны четко формулировать те же принципы, мы прекрасно четко должны понимать, что такое разнообразное питание. Есть молоко, мясо, крупы, овощи, фрукты. Разнообразное питание – это: что-то молочное, что-то мясное, какой-то овощ, какой-то фрукт, какая-то крупа. То есть когда ребенок каждый день есть кашу, и эта каша сегодня овсянка, завтра гречка, а послезавтра манка, а там 7 злаков, 12 злаков, то это не для ребенка, это для нас, ибо наша любовь проявляется тем, что вот фирма Нестле выпускает 25 каш, и пока мы все 25 каш не перепробуем, то мы неполноценные родители. И если Маша дала своему ребенку 12 каш, а мы только 11, то это повод удавиться! На самом деле мы четко должны понимать, что если ребенок ест хлеб, кефир, картошку, яблоко и курочку, то это абсолютно разнообразное питание. Я не призываю вас ограничиваться только этим набором, упаси Боже, но я хочу, чтоб вы поняли, что если в детском саду два дня подряд дали ребенку курицу, то от этого он не стал неполноценным. Главное, чтоб пища была заведомо безопасной, чтобы мы были точно уверены, что эти яблоко никто не брызгал какой-нибудь химией. И вот это для нас самое главное. И от того, что мы сегодня завезли им какую-нибудь выдающуюся индюшатину, то мы от этого не стали намного более заботливыми родителями. Поэтому главное, что мы должны понимать, что наша задача, чтобы дети жили максимально естественной жизнью. То есть когда ребенок перекладывает кубики, сидя на ковре в окружении еще трех сопливых, то это к нормальному образу жизни не имеет никакого отношения. Ребенок должен бегать, прыгать и выпрашивать еду. Это нормально для ребенка. Поэтому консенсус родительский должен быть именно в том, чтобы все игры были как можно ближе к свежему воздуху, о том, что понятия «плохая погода» не существует — это однозначно, о том, что теплообмен детей не имеет никакого отношения к теплообмену взрослого. Количество энергии,  вырабатываемой ребенком в единицу времени в 3-5 раз больше, чем у взрослого. Ну в 3 раза больше, чем у мамы и в 5 раз больше, чем у бабушки. Поэтому в единицу времени ребенок вырабатывает тепла в 5 раз больше, чем взрослый, то есть, если вам тепло, то ребенку жарко. Поэтому если на воспитателе кофта, то на ребенке кофты быть не должно по логике. Или надо раздевать воспитателя.

     И еще что очень важно. Чтобы занятия, любые занятия с детьми сначала отвечали на главные вопросы жизни, не на то, как называется эта буква, впрочем, считать и читать мы с вами научимся, а все таки главное, чтобы каждое дерево на площадке имело свое имя, чтобы дали знания детям, что такое хорошо, что такое плохо. Дальше начинается уже педагогика, Комаровский не считается экспертом в области педагогики. У меня свои принципы, и я с педагогами всю жизнь выясняю отношения на тему что такое хорошо. Мне, например, старая советская педагогика с абсолютным авторитетом родителей, когда маму до старости называют на Вы, нравится намного больше. К огромному, с моей точки зрения, сожалению, у нас сейчас идет экспансия западной педагогики, по которой ребенок – равноправный член семьи. На самом деле есть закон джунглей, по которому стая не может идти за детенышем. Идет самый опытный папа, за ним — не менее сильная мама, а потом идут дети. Так Боженька придумал, так устроен мир, что взрослые, которые набили уже кучу шишек, защищают детей, навязывая определенную модель поведения, и это обеспечение безопасности детей. Если стая идет за детенышем, то жизнь стаи под угрозой. Поэтому именно взрослые решают, отвечая на вопросы, куда мы идем, что мы едим, что мы на себя наденем и так далее. Это мы решаем – взрослые. Другой вопрос в том, что взрослые сплошь и рядом пугают друг друга, и иногда кажется, что довериться детским инстинктам проще, чем вообще взрослым договориться друг с другом о том, что такое хорошо и что такое плохо. Но в любом случае, как мне кажется, что если мы дали ребенку команду или инструкцию, просьбу, а ребенок ее не выполнил, то это значит, ребенок нами командует, а не мы ребенком. Но это все хорошо, пока ребенок здоров. Но это крайне опасно, это я говорю, как человек, который 15 лет жизни провел в детской реанимации, я знаю, к чему приводит детское «не хочу». «Я не хочу есть эту таблетку», значит, я получу уколы, я не подставлю попу, значит, мне ставят наркоз, ставят капельницу. То есть все-таки, мне кажется, надо любой ценой делать наших детей управляемыми,  все игры в демократию хороши, пока дети здоровы. Но 90% детских болезней не требуют лекарств, они требуют теплой одежды, прохладного  влажного воздуха и обильного питья. И когда он говорит, что он вот это не будет пить, то кончается это воспалением, дефицит жидкости, сгущение крови, не напоили мы его – получили осложнения. Но поскольку в нашей стране, если развивается воспаление, то виноват доктор, который во время не назначил антибиотики, то у нас 90% детей с вирусными инфекциями кушают антибиотики, которые им не нужны.

 Главное, еще раз хочу обратить ваше внимание на понятие «ответственность». То, что здесь будут делать с вашими детьми, я считаю, что эти вещи должны быть четко прописаны. Это мои принципы. Я вам говорю еще раз, что если ребенок отказывается от еды, его никто здесь не имеет права накормить, и искусство педагогики не в том, чтобы напихать едой. Понятно, что с песнями – танцами с помощью педагогических усилий накормить можно кого угодно. Нельзя говорить: «вот в этом садике моего всегда накормят, классный детский садик». Вот классный детский садик – это «садись, хочешь? Нет? Молодец, иди гуляй дальше». Но если он не хочет сейчас, то захотеть он может теперь только через 3 часа, когда придут все остальные. Главное – не бояться, ибо вот эти инстинкты: «замерзнет», «умрет с голоду» — это наше чисто женское, совковое, надо нам всем с этим бороться. Бороться, бороться и еще раз бороться. Поэтому главное для садика все-таки акцент на температуру и влажность воздуха, но никто не должен мерзнуть. То есть если Вове, Леше холодно – оденьте. Дети регулируют тепло не кожей, а легкими. У кого дома была собака, кто хоть немного интересуется, знают, собаки не потеют, они язык высунули и тем самым регулируют тепло. Примерно так дети тоже регулируют тепло, их потовые железы не развиты, поэтому они сбрасывают тепло через легкие. Если воздух в доме теплый, ребенок не может сбросить лишнее тепло, он начинает потеть, у него пересыхают слизистые оболочки, а слизистые оболочки защищают детей от всех инфекций. Ну элементарный пример: 99% гинекологических проблем у молодых женщин связаны с тем, что ее мама приучила к чистоте, она подмывалась 10 раз в день, и там уже никакой флоры нет вагинальной. И как только она начинает жить половой жизнью, у нее начинаются гинекологические инфекции. Ну можно договориться всем, что если девочка в этом садике пописает или покакает, то ее не будут мыть водой, а будут использовать влажные гигиенические салфетки. Ни для кого это не будет страшным испытанием, надеюсь?

     И еще самое главное. Я подчеркиваю, в книге «ОРЗ» очень подробно на многих страницах это написано, это основа детского здоровья – понятие «местный иммунитет». Ежедневно в носоглотку, горло попадают миллиарды бактерий, и они погибают в тот момент, когда контактируют со слизистой оболочкой носа. Вот слизистая оболочка носа вырабатывает слизь, которая убивает инфекцию. Слизь убивает инфекцию тогда, когда она жидкая. Если слизь пересохла, все, иммунитета местного нет. Тогда вирус проникает через слизистую оболочку и начинается болезнь. Поэтому главное – любой ценой не дать пересохнуть соплям, не дать им засохнуть. Для этого самый простой способ – банальный физраствор, который пшикается в нос, который здесь есть, и который надо использовать и здесь, и дома.

Главное, я хочу обратить ваше внимание на то, что для того, чтобы решить проблему глобально, все таки надо поддерживать температуру и влажность не только здесь, но и дома. Причем дома ребенок может совершенно спокойно сидеть при 25С, смотреть телевизор и кушать, но спать он должен  в комнате, где чисто, прохладно и влажно. Это главное.  Потому что, когда тут засохла слизь, а он не спит, то он сделает «кхе» и проглотит эту слизь, и куча детей только и делают всю зиму, что «экхекают». Поэтому добиться хотя бы спальни чистой прохладной влажной – это нормально.

А любовь папы к ребенку должна проявляться именно тем, что папа возьмет этого ребенка вечером и пойдет с ним гулять. Вот когда наш папа советский заводит себе собаку, он точно знает, что он обязан с ней 2 раза в день гулять. А если он заводит ребенка, то он сомневается. А виноваты в том, что он сомневается кто? Мамы! Когда мама и папа пришли с роддома, то они оба одинаковые специалисты. Одинаковые! Мама ничего не знает, и папа ничего не знает. Но мама думает, что она что-то знает. Что делает наш папа, когда он не знает? Он говорит: делай, что хочешь, я пошел зарабатывать на врачей. То есть мужика отпугивают от ребенка с рождения, и кроме этого мы имеем еще одну жутчайшую ситуацию: все профессии, связанные с уходом за детьми: педагогика, педиатрия, дошкольное воспитание – это профессии, при которых мужчина прокормить семью не может. Вы забеременели и пошли к женщине – гинекологу. Вы родили, и к вам пришел педиатр – женщина. На всех этапах решение о том, что будет с ребенком, о том, как он будет жить, принимают женщины. Женщина – это замечательно, это эмоции, это любовь, это чувства, это инстинкты. Но иногда надо остановиться и подумать и принять решение жестко: если он не хочет есть, оставьте его в покое, если он снимает с себя эту шапку, то зачем вы на него одеваете эту шапку. Почему ребенок не может ходить босиком? Ну почему? Поэтому надо вам сознательно понимать, что инстинкты все таки это здорово, но надо заставить мужчину любой ценой принимать решения самому: говори, вот ты как скажешь, так и будет.

     Я еще хочу вам сказать: к сожалению моему огромному, как для  педиатра для меня это большая боль: сейчас в средствах массовой информации развернулась буквально вакханалия по поводу вакцинации. Это тема, которая волнует всех без исключения. В новой книге «Справочник для здравомыслящих родителей» тема вакцинации освещена подробно, но тем не менее, я предупреждаю всех: грипп, который будет в этом году – он не тяжелый, он такой как всегда. Свиной грипп, о котором все говорят, это обычный грипп, но грипп, которым никто из нас не болел, поэтому если он придет, мы все заболеем. То есть обычно, когда приходит грипп, болеют от 3 до 5% населения. Когда болеют 10%, это считается страшная эпидемия. Сейчас приходит вирус гриппа , которым может заболеть от 50 до 80% населения. Вот поэтому и боятся: не потому, что это мексиканский какой-то новый и страшный, нет, просто им заболеет большинство. Поэтому я прошу все-таки вот в этой ситуации экономить на вакцинации нельзя. На эту тему нужно всем договариваться и решать.

     Все, я монолог закончил, готов отвечать на вопросы.

— По поводу молока. Если ребенок пьет молоко, если просит?

— (ЕОК) Ну так налейте ему да и все, кто вам мешает, только не увлекайтесь его жирностью.

— А Агуша – это тоже коровье молоко?

— (ЕОК)  Да. Но, к стати, кисломолочные продукты не так опасны, потому что в процессе кисломолочного брожения уходит фосфор, то есть в кисломолочных продуктах он содержится меньше, чем в цельном молоке. 

— У меня вопрос: если на фоне вирусной инфекции имеет место быть дисбактериоз, повышенные лейкоциты в кале. В общем наши педиатры определили у нас дисбактериоз, и каждую неделю 3 раза в день мы пьем Хилак форте по 15 капель.

— (ЕОК)  Ваш Хилак форте, который вы пьете по 15 капель, лечит исключительно вашу нервную систему и нервную систему ваших педиатров, абсолютно безвреден. Все его составные части разрушаются еще в желудке, никакого эффекта нет совершенно, поверьте мне. Во всем мире в такой ситуации вас бы попросили: будьте добры, максимально ограничьте объем съедаемой пищи и снизьте ее жирность. В нашей стране сказать такое женщине нельзя, ибо в нашей стране советовать меньше кормить невозможно. Вы должны понять хотя бы такой маленький пример по поводу слова дисбактериоз: никто в мире не отрицает тот факт, что кишечная флора играет огромную роль в обмене веществ, синтезирует витамины, участвует во всасывании воды. Есть такое понятие «пристеночная флора». Вот эта пристеночная флора работает. То, что не надо, то, что не работает, это как правило то, что находится в просвете кишечника, как раз там находится та флора, которая к естественному пищеварению никакого отношения не имеет. Поэтому анализ на дисбактериоз делается в одной стране мира, называется СССР. По данным на 2007 год, я смотрел информацию, за пределами русскоязычного интернета слово дисбактериоз в научных работах упоминается во всем мире всего 215 раз.

— Хорошо, а когда говорят наши врачи, что у ребенка нарушена микрофлора кишечника?

— (ЕОК)  Для того, чтобы она восстановилась, не надо заставлять ребенка есть и давать ему жирную пищу. Она восстановится сама за одну – две недели. Способствовать этому лекарствами невозможно. Но просто дисбактериоз – это классическое проявление нашей ментальности: «не кормить и меньше жирного» не называется «лечить», а послать папу за Хилаком – это называется «лечить». Нам же не жалко. Опять же Хилак это же не вредно.

— Значит, если анализ на капрологию показывает, что у ребенка ферментативная недостаточность, то есть недостаточно переваривает, то кормить меньше, а если она просит?

— (ЕОК)  Значит уменьшаем концентрацию еды, потому что если вы даете дополнительно ферменты, то работает биологический принцип радиосвязи: чем больше даете извне, тем меньше вырабатывается собственный.  Поэтому никто не может в здравом уме здоровому ребенку дать какой-нибудь фестал, панкреатин и что-нибудь такое.  К сожалению, я вынужден констатировать то, что происходит в этой стране, к сожалению, ситуация ну крайне печальная, но опыт твердит о том, что врачи – это порождение общества, этого хотят от врача. Никто не додумается в любой западной стране прийти к доктору потому, что ребенок плачет. Он не умеет разговаривать, он обязан плакать. Но если вы пришли к доктору, и он сказал «да отцепись, все плачут», то этот доктор «неправильный». Надо идти искать того, который много смотрит, пошлет на узи, и там скажут, что у вас расширен на 1,5мм желудочек, и вы тут же потеряете сознание, хотя понятия не имеете, что это такое. Скажут, что у вас повышенное внутричерепное давление и в летнюю жару назначат вам мочегонное. И все, и вы будите орать дальше, всей семьей уже по ночам. При этом внутричерепное давление во всем мире — это либо опухоль головного мозга, либо черепно-мозговая травма, и никто кроме нейрохирургов не знает, что это такое. У нас оно у 90% детей обнаруживается – у тех, кто дошел до невропатологов.  Точно также аллергический дерматит или то, что вы называете диатезом: 90% красных щек – это не плохое съел, это съел лишнее. Сто лет назад любые проблемы аллергические, любые проблемы с питанием имели назначения: а) не кормить, б) поить, в) клизма и г) касторка. Все! И как только кишечник очистился, щеки стали бледные, и все стало замечательно. Но не кормить мы не можем, это для нас непросто. Заболел у ребенка живот, моя бабушка говорила: иди на горшок. Современная мама бежит делать анализ на дисбактериоз и потом лечит, но, к счастью, лечит безвредными лекарствами. Линекс зарегистрирован в  СССР и в Венгрии, больше нигде. Бифи-форм зарегистрирован в Дании и СССР, Канадский йогурт зарегистрирован здесь. В Канаде не зарегистрирован. Никто не понимает, что такое лечение биопрепаратами.

— Другой вопрос, другая тема: ребенок плохо спит ночью, что делать? Он беспокойно спит, он ворочается, он постоянно просыпается, при этом днем ведет себя совершенно нормально.

— (ЕОК)  Как правило, если в  течение дня вы не можете сказать, что это не выспавшийся ребенок, он вроде как высыпается, но все остальные не высыпаются, он два-три раза просит водички, перевернется и так далее, это говорит о том, что у него низкая глубина сна, сон поверхностный. То есть он сто пятьдесят раз с вашей точки зрения проснулся, устроил истерику, но он глубоко спит, а вы не спите. Как можно увеличить глубину сна. Возьмите на примере мужа: как сделать, что б муж крепко спал? Ему надо: во-первых, чтоб он хорошо поел перед сном. Во-вторых, если он не очень перевозбудится перед сном, тоже будет крепче спать, если он в течение дня физически устанет. И в-третьих, если он накануне не выспится. Поэтому я бы вам порекомендовал бы: а) когда ваш замечательный ребенок ляжет днем спать, то разбудить его сознательно через час.

— А она и днем спит час 20

— (ЕОК)  Нельзя дать универсальную рекомендацию. Если ребенок здоров, то его сон это не болезнь. На самом деле ему-то не плохо, плохо вам.

— Но она плачет, она требует, чтобы с мамой спать.

— (ЕОК)  Так это разве болезнь? Она же знает, что если она нормально поплачет, мама ее к себе возьмет!

— Нет, я ее не беру, она все равно орет.

— (ЕОК)  Мы не лечим ребенка, мы лечим семью. У ребенка нет проблем, у семьи есть. Моя философия: нельзя лечить не ребенка. Надо так воспитать ребенка, что бы всем было хорошо, что бы мама не разрывалась, кого первого к груди приложить: папу или ребенка. Такого быть не должно. Поэтому, с моей точки зрения, еще раз вам говорю: когда мы с вами лечим воспаление легких, то никакой дискуссии у нас быть не может. Когда выясняем отношения спать или не спать, то если б это был мой ребенок, я бы решил тему за три дня максимум. Я бы ему не дал спать днем, я бы его покормил в 17-00 и до 23-00 не уложил бы спать и есть бы не давал, но гулял бы с ним, в 21-00 я бы устроил ему душ, ванну. После этого бы голодный и сонный он наелся бы и потерял сознание до утра. Хватит ли у вас на это силы воли, не знает никто. И основная масса женщин, которые спят с детьми до школы, которые кормят их грудью до 5 лет, говорят: я не могу это бросить. Женщина в нашей стране – она по натуре мать-героиня.

— А может это быть какая-то психологическая причина? До того, как мама вышла на работу, у нас не было проблем.

— (ЕОК)  Я вас умоляю! Вот эти психологические проблемы, о которых вы рассказываете, они решаются на уровне педагогики. Это самые веселые отмазки, еще давайте поговорим про психосоматику, о том, как им всем тяжело.

— А еще кто-то глицин всем дает.

— (ЕОК)  Вообще глицин классное средство для лечения хронического алкоголизма, он используется во всем мире, это его главная задача, но совершенно не вредное. Вы пришли к доктору, как вы можете уйти от доктора без таблетки? Вы же тогда, получается, зря пришли! Педиатрия наша выполняет социальный заказ. Вы ждете от врача «золотой таблетки». Есть люди, которые ходят в поликлинику для этого, и таких людей очень много. Вы можете выбрать себе детский сад, где будут кормить и одевать или где будут морить голодом и как Зою Космодемьянскую выводить раздетыми на мороз. Но врача, к сожалению, мы не можем выбрать по этим принципам. Вы хотите доктора, который бы лечил вашего ребенка как своего. Но мы тратим на гомеопатию 2 млрд. долларов, это только в европейской части России. То есть 2 млрд. долларов тратится на заряженную воду, и как мы можем в этой стране об этом говорить? Вот и ситуация такая замечательная. Поэтому надо учиться, надо разбираться, надо отвечать на вопросы, что такое хорошо и что такое плохо? Надо понять, что не надо требовать по большому счету от врачей многого. Есть правила педагогики, они решаются по большому счету, но надо прийти к консенсусу. Например,  правила педагогики по Комаровскому:  правило первое: если сказали НЕТ, то крики и вопли не могут изменить НЕТ на ДА, это первое правило. То есть ребенок не должен управлять вами, но при этом нельзя часто использовать слово НЕТ. Ну если ребенок говорит: хочу на ручки, а вы говорите: давай попозже, не сейчас, потом,  мама устала. То есть вы сказали НЕТ, а он тут начал биться в истерике, и вы его взяли на ручки, то он заставил вас поменять решение. Второе правило: НЕТ всегда НЕТ. То есть если мобильный телефон нельзя брать сегодня, то его нельзя брать завтра, послезавтра и вообще. Иначе у ребенка все путается в голове. Третье правило: если мама сказала НЕТ, нельзя, что б папа сказал ДА. Все, тема педагогики закончена. Но можно написать такие тома, потому что мама с папой не могут договориться, можно ему ходить на балкон босиком или нельзя. Так вот, вам надо сначала договориться, прийти к консенсусу, а лучше договариваться не тогда, когда он бегает, а до того, как вы его будете делать. Но у нас как дети заводятся? Вы ему сообщаете, что он будет папой. 90% заводятся именно так!

— Витаминные комплексы стоит давать детям?

— (ЕОК)  Вашим однозначно не стоит.

— А школьникам?

— (ЕОК)  И школьникам – тоже. Витаминные комплексы обязательно надо беременным и кормящим, но только не для детей. Потому что ребенок из кормящей мамы высосет все, что ему надо. Поэтому будучи беременной или кормящей вы пьете витамины, вы пьете их для своей кожи, для своих волос и для своих следующих детей. Если это китайский ребенок, который ест один рис, ему нужны витаминные комплексы, если это эскимос, который ест одну рыбу, ему нужны витаминные комплексы. Если вы или ваши мужья заработали на перечисленные 5 видов: овощ, фрукт, мясо, молоко, крупу, то обойдемся без витаминов. Если нет реальных проблем опять таки.

— А зимой, когда не будет уже свеженьких фруктов?

— (ЕОК)  Им хватит.

— После болезни?

— (ЕОК)  Все равно, им хватит.

— Анаферон давать детям?

— (ЕОК)  Если вы сторонник гомеопатии, вперед. Там нет ничего, это просто «заряженная» вода. Если вы в это верите, то ради Бога! Вот взяли таблетку аспирина, развели в Тихом океане. Налили в пузырьки, назвали гомеопатическое жаропонижающее средство. Вы в это верите — вы даете это пить. Потому что это легче. Также изюминку можно давать, говорить «она волшебная, она волшебная». Давайте, я вам ее заряжу. Также беременной я руку на живот положу — у нее все хорошо, легко проходит. Надо верить!

— Если ребенок простыл, его надо одеть потеплее?

— (ЕОК)  А что вы называете «простыл»?

— Сопли, кашель.

— (ЕОК)  А вот это разные вещи. Есть болезнь, которая называется «простуда», это реакция организма на переохлаждение. Как правило, если у ребенка побежали сопли, это называется острая респираторная ВИРУСНАЯ инфекция. И 99% всех соплей — это острая респираторная вирусная инфекция. Лекарств, которые убивают вирусы не существует.

— А если зеленые сопли?

— (ЕОК)  Ну поначалу-то они были прозрачные. Какие у организма есть способы убить этот вирус? Первый способ: печень синтезирует иммуноглобулин, антитела так называемые. Именно печень. Тут же она дает команду мозгам «не есть», потому что она синтезирует иммуноглобулин, печень – главный орган системы пищеварения. В мокроте содержатся вещества, которые нейтрализуют этот вирус, поэтому начинают вырабатываться сопли. Жидкие сопли, жидкая слизь убивает вирус, значит надо делать все, чтоб эти сопли не засохли. Засохли сопли в носу — это называется гайморит, засохли сопли в трубе между ухом и носом — это называется отит, засохли сопли в гортани – это называется круп, засохли сопли на стенках бронхов  – это называется бронхит, если сопли перекрыли просвет в бронхах, там сели бактерии – началось воспаление легких. То есть все вот эти болезни: бронхиты, пневмонии, отиты, гаймориты, синуситы — все это появляется тогда, когда засыхают сопли. Для того, чтобы сопли не засохли, надо чтобы было достаточное количество жидкости в организме, и чтобы человек много пил, тепло одеть, увлажнить, проветрить, капать регулярно в нос солевые растворы, не давать есть, много поить, давать жаропонижающее. И ребенок за три дня с инфекцией справится. Если делать «по-нашему», как у нас это принято: одеть потеплее, все закрыть, пригласить бабушку с чаем с малиной.

Чай с малиной усиливает потоотделение, то есть он дополнительно пропотеет. То есть, если он выпил пять чашек и не пропотел, то шестая чашка может быть чаем с малиной. Но если вы начали с малины, то есть если вы пропотели, у вас пересохло во рту? И у него то же самое.  А мы ж ему еще горчичники. А еще ж никто не проветривает. А еще ж дадут картошку с маслом, «он же с голоду умрет, он же больной»! Потом мы удивляемся, если он грязный голодный в сыром подвале, так у него ничего страшного не бывает. А если он любимый, сытый, теплый, центр вселенной, он из болячек не вылезает. А если слизь высыхает в бронхах, и она оттуда просто не выходит, ребенок вечно кашляет, это называется обструктивный бронхит. И нельзя вылечить обстуктивный бронхит не сделав прохладный влажный воздух. А у нас обструктивный бронхит лечат отхаркивающими лекарствами.  Обструкция – это избыточное образование слизи, и при любой обструкции отхаркивающие средства противопоказаны. Но что это за лечение: «не кормить, поить…»

— А ингаляции?

— (ЕОК)  А для чего ингаляции? Если позасыхала слизь, то теплым паром можно сделать, что б она откашлялась. Но если ребенку годик, и у него засохла слизь, и вы проингалировали, и она набухла как сухофрукты в компоте и перекрыла гортань, и он задохнулся! Так вот надо сделать, чтоб слизь не засохла, чтоб потом не нужны были ингаляторы. А для этого что нужно? Да элементарно! Нет у вас на батарее краника – пошли купили два листа пенопласта, поставили возле батареи, накрыли сверху одеялом. Увлажнитель воздуха. Будет прохладно, влажно — инфекция длится от трех до пяти дней. Сухо и тепло – от трех до бесконечности. Хоть всю жизнь.

— Увлажнитель должен круглосуточно работать?

— (ЕОК)  Надо, что бы когда ребенок спит, в комнате было от 50 до 70%. Что вам для этого надо я не знаю.

     Есть физика 9-го класса: если вы открыли зимой окно, то влажность воздуха упала, а не поднялась. Это надо четко понимать. Почему это происходит, в книге «ОРЗ»  это написано, то есть тут инструкция для пап есть, как сделать влажный воздух, и в «Книге от кашля» тоже есть.

— Если уже круп? До приезда врачей.

— (ЕОК)  Одели теплое, сели на балконе, пьете теплый чай, лекарства не скажу, есть куча нюансов.

— А проблема аденоидов? Вырезать – не вырезать?

— (ЕОК)  Возраст

— Три с половиной.

— (ЕОК)  Аденоиды растут до пяти – шести. То есть если их в три с половиной удалить, шансов, что они вырастут до шести новые очень много. Поэтому другой вопрос какой: если вы сделали температуру и влажность как надо, то мы ситуацию стабилизируем, то есть если вы это сейчас сделаете, то они просто дальше расти не будут и начнут уменьшаться, и вы удалите их — тем и закроете эту тему. А так если удалять, то удалять март – апрель, чтобы дома не было сухого теплого воздуха, чтобы после удаления было прохладно и влажно, чтобы после удаления к воде куда-нибудь.

— Скажите, что такое ацетон?

— (ЕОК)  Сразу говорю, в «ОРЗ» очень подробно написано. Вы должны знать по поводу ацетона — это очень модная наша тема. Я не говорю, что ацетона нет, он есть, просто вы не понимаете, что это такое, поэтому суть какая: организм человека, любого млекопитающего получает энергию из глюкозы, и что бы мы ни делали, глюкоза – источник энергии. Глюкоза находится в организме в резерве в виде вещества, которое называется гликоген. Гликоген – это источник глюкозы, как бы концентрированная глюкоза. У каждого из нас, у взрослых, этого гликогена 3-4 кг, у детей – 50, максимум 150 гр. Любая высокая температура, любой стресс, любая физическая нагрузка – гликоген сгорает, то есть глюкоза как источник энергии исчезает, и организм начинает получать энергию из запасов жира. Одна молекула жира распадается на три молекулы глюкозы и одну молекулу ацетона. Это мы учили по органической химии в 10 классе. То есть что значит ацетон? В организме кончились запасы сахара. Поэтому срочно наварить ребенку компота, добавить туда побольше сахара и дать ему. Если ребенок склонен к ацетону, то а) уменьшить количество жирной пищи, и б) при любой болячке первое лечение – сладкий компот.

— При этом может быть рвота?

— (ЕОК)  Конечно. Ацетон, когда уже накапливается, он раздражает рвотный центр. Тогда вас везут в больницу и ставят капельницу с глюкозой.

— А клизму зачем ставят тогда?

— (ЕОК)  С таким же успехом можно загипсовать ногу, эффект будет один. Я не знаю, зачем. Поймите, я хочу, что б вы поняли: педиатр не должен писать книжки родителям, как им лечить детей. Это фактически крик отчаянья на самом деле, потому что есть управляемые мамы и неуправляемые доктора. Я  читаю лекции врачам, я читаю лекции родителям, и я могу сравнивать. Это такая боль, я ничего с этим сделать не могу.

— А как нам противостоять? Вот мы, мамы, прочитали ваши книги, где нам найти поддержку? Вот я вызвала педиатра, он мне говорит: так, все, температура 39, пьем антибиотики, я сижу, записываю. Через день ребенок поправился. «Как хорошо помогли антибиотики!»

— (ЕОК)  Вы начинаете доказывать.

— Нет.

— (ЕОК)  Вот это ваша ошибка! Да потому что, к сожалению, мы не можем определиться с самым главным: чем отличается лечение ребенка от лечения взрослого. Лечение ребенка отличается тем, что кто-то должен взять на себя ответственность. Фактически педиатр 90% времени лечит не ребенка, а мам. Что делать? Поверьте мне, когда доктор заканчивает медицинский институт, он четко знает, что никакая вирусная инфекция не лечится антибиотиками, ему это и в голову не может прийти, и он начинает бегать такой восторженный по участку и никому их не назначает, пока первая вирусная инфекция не закончится пневмонией, после чего родители говорят педиатру все, что они о нем думают, что он во время не назначил антибиотики. Кто виноват? Пневмония возникает тогда, когда МАМА не напоила, не увлажнила, не проветрила, напоила малиной, поставила горчичник и дала отхаркивающее лекарство. Вот из-за этого возникает пневмония. Но признать свою неправоту сложно, а неправоту доктора – легко, тем более, что как только вы на него пожалуетесь, он получит кренделей отовсюду. При этом одна хорошая монография медицинская стоит столько, сколько его зарплата. При этом скажите, ну зачем нужен в поликлинике окулист? Поверьте мне, я тоже могу отличить вирусный коньюктивит от бактериального и аллергического, а подобрать очки – есть такая специальность – оптометрист, 3 месяца обучения в медучилище, во всем мире так принято, а если оперировать – стационар. Я не вылечу вам отит? Извините, вылечу не хуже другого. И ответить на вопрос, есть у вашего ребенка неврологическая патология я тоже могу, я все это сделаю сам. Но тогда я, получается, сам за все отвечаю? Нетушки! За ваши деньги этого не будет. Поэтому вы покажете своего ребенка шести специалистам, каждый из которых будет отвечать за маленький кусочек, а за все в целом не будет отвечать никто. Я хочу, что б за все в целом отвечали вы, так как государство ввело такую систему. Я системе неинтересен.

— Ну так и мы неинтересны.

— (ЕОК)  Ну у нас с вами цель одна.

     Сейчас я получил уже из трех институтов, и это приятно, вопрос: можно ли вашу главу «Клинический анализ крови» использовать на лекциях для студентов. То есть я написал в книге «ОРЗ» главу «Клинический анализ крови», где я маме объяснил, как ей по анализу крови ответить на вопрос, надо ли антибиотик или нет, и если эту главу прочитают еще и доктору… Но книга-то для мам, поэтому доктор не может опуститься так низко, что б читать такие книжки, он возьмет учебник. А, простите, дворянскую интеллигенцию отменили уже давно, уже в течение 70 лет происходит селекция педагогов мединститута, и остаются  там не те, кто способные, а те, у кого папа педагог, к сожалению. Поэтому на самом деле я понимаю прекрасно, есть педиатрия амбулаторная, есть педиатрия госпитальная. И во всем мире соотношение 3 к 97. То есть  3% в больницах, а 97% лечатся дома, и я ушел в амбулаторную педиатрию после 15 лет детской реанимации, после 15 лет ежедневных смертей у меня на руках. И я понял, что моя, как врача, главная задача – не вылечить самому вот эти сто, а не пустить в реанимацию вот эти сто тысяч. Для меня это главная задача. И я вижу, что так лучше, и с вами мне договориться легче, если вы хотите договариваться, если вы понимаете, что перед Богом это ваше дитя, что ни она, ни я за него не отвечаю. Если вы собираетесь заводить автомобиль, то супруг ваш все про этот автомобиль будет знать. Все! И где самые лучшие слесари, и где он будет стоять, а ребенок – «это дело десятое». Поэтому пока мы не заставим мужиков что-то решать, пока мы не сделаем педагогику и педиатрию престижными мужскими специальностями, у нас куча вопросов будет. Каждый делает то, что ему Боженька дал на этом свете, что он может. Ну вот я ни одного специального термина не употребил за время нашего общения, я умею.

— Давайте коснемся такой темы: у нас педиатр говорит, что лимфоузлы увеличены. Что вообще с этим делать, что не стоит делать.

— (ЕОК)  Прежде всего надо понимать четко, что, как правило, речь идет о лимфоузлах в области шеи, подчелюстных и так далее. Ребенок постоянно находится в состоянии выработки иммунитета. Кровь, оттекающая от миндалин, задерживается лимфоузлами шейными, подчелюстными, поэтому, как правило, лимфоузлы выше уровня ключицы – это естественно для ребенка, нормально. При этом не надо путать такие вещи как увеличение лимфоузлов и воспаление лимфоузлов. Если лимфоузел плотный, болезненный, кожа над ним красная, он горячий, то это воспаление и подлежит срочному лечению. Если лимфоузел нащупал кто-то, но ребенок его не замечает, оставьте его в покое. В любом случае, есть понятие, когда лимфоузлы увеличены во всем организме, то это может быть проявлением очень опасных болезней, начиная лейкозом. Но все это, во-первых, видно в анализе крови обычном, а во вторых увеличение щитовидки при этой болезни. Поэтому стандартной помощью для этого ребенка, какой бы он здоровенький не был, самое лучшее – если вы просто контролируете его состояние здоровья, то раз в год сделать ему кровь, мочу и узи от щитовидки до гинекологии или простаты, однозначно не помешает. И это, в принципе, то, что желательно в любом детском саду – осмотры планово, когда нужны объективные показатели. Когда доктор говорит, «кажется то», «кажется это», то это субъективно, а узи на хорошем аппарате – это объективно, причем, если сказали, что отклоняется от нормы, то предъявите фотографию, что б можно было проконсультироваться у специалистов.

— Ну вопрос стоит о том, что доктор сказал, ну вроде бы увеличены, а давайте-ка попьем на всякий случай.

— (ЕОК)  Этот «всякий случай» – это психотерапия доктора. Лечение «на всякий случай», это я не понимаю в принципе.

— Ну как же гомеопатия все-таки.

— (ЕОК)  Ну давайте, чтоб мы оставили темы гомеопатии до конца. К сожалению, многие считают, что гомеопатия – это лечение травами. Гомеопатия не имеет никакого отношения к травам. Был такой терапевт по фамилии Ганеман, который жил 200 лет назад в Германии, он придумал метод гомеопатии. Суть этого метода в следующем: некоторое вещество, например, белладонна, вызывает сухость во рту, то микродозы белладонны будут обладать противоположным эффектом, то есть будут увеличивать количество соплей. Если мышьяк снижает гемоглобин, то микродозы мышьяка будут повышать гемоглобин. Это суть метода гомеопатии. Тем не менее, понятие микродоза – это не очень мало, это бесконечно мало. Это разведение 10-200. Ну так вот в воде, в которой разводится исходный препарат не остается ни одной молекулы действующего вещества. Условно говоря, ваш Лимфомиозот, который вы так любите, это такое вещество, их там три, растворенное, к примеру, в объеме Тихого океана и налитое во флакон. Поэтому гомеопатия очень удобна, от нее никому не становится хуже, никогда ни у кого не бывает аллергических реакций на это. Поэтому гомеопатия не лечит даже пациента, она придумывает лекарства от болезни. У вас проблемы с нервной системой? – вы пьете Нотту. У вас проблемы с печенью? – вы пьете Галстену.  У вас проблемы с сердцем? – и вы пьете Пумпан. Для каждой болячки есть своя гомеопатия. И естественно, гомеопатия выполняет очень важный социальный заказ – потребность людей в лечении. Конечно, лучше пить Афлубин, чем антибиотик при вирусной инфекции. Лучше, но вы должны знать: вы верите в заряженную воду или не верите. Если верите, то можно помолиться Деве Марии – это тоже помогает.

— Когда вы к нам приедите в следующий раз?

— (ЕОК)  Ориентировочно планируется конец, наверное, декабря. У меня планируются лекции.

— На сайте будет информация?

— (ЕОК)  На сайте будет информация обязательно. Удачи вам, не болейте!

— Евгений Олегович! Спасибо огромное!

06.09.09

Московская обл.

Д. Акулово